Забастовка дальнобойщиков — первая успешная акция протеста за многие годы?

Comment

Все, кто получает хотя бы какую-то альтернативную информацию, в отличие от того, что рассказывают ведущие по федеральному телевидению, уже слышали о массовых забастовках дальнобойщиков по всей России. Для справки, дальнобойщики протестуют против введения новых сборов за километраж — системы «Платон», которая будет считать пройденное фурой грузоподъемностью более 12 тонн расстояние по федеральным трассам и начислять сборы. Собранные средства, по задумке правительства, должны отправиться на ремонт федеральных трасс, которые большегрузные фуры якобы портят больше других транспортных средств.

С 15 ноября 2015 года все большегрузы, перевозящие грузы по федеральным автодорогам России, должны быть оснащены системой «Платон». Все неподчинившееся этим требованиям могут быть оштрафованы на сумму до 1 млн рублей. Компания, которая организует функционирование «Платон», а также все расчеты денежных средств внутри системы, больше, чем на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу, сыну известного «короля госзаказа» Аркадия Ротенберга, хорошего друга Владимира Путина.

Игорь Ротенберг

Игорь Ротенберг

Но сейчас мы не об этом, а о том, как казалось бы совершенно неудивительная для нашей страны ситуация смогла привлечь такое внимание общественности, да еще и вызывать с ее стороны сопротивление. То, что произошло после введение не совсем понятного и прозрачного, но достаточного болезненного для отрасли сбора, стало фактически восстанием из мертвых протестного движения профсоюзов, которые в современной России казалось бы совершенно ушли в прошлое.

Мы, в большинстве случаев, не воспринимаем новости приходящие к нам из западной Европы о забастовках различных профессиональных групп — машинистов, пилотов, врачей и так далее. У нас такое понятие, как отстаивание своих прав на достойные условия труда и ведения бизнеса через институты профсоюзов практически полностью отсутствует. Но у нас ведь достаточно развитое законодательство в сфере защиты труда, скажете вы. Да, трудовое законодательство РФ действительно достаточно развито, но что делать, если законные экономические интересы рабочих или бизнесменов нарушаются самим государством?

Общенациональная забастовка в Испании

Общенациональная забастовка в Испании

Именно в таких ситуациях и нужны профсоюзы, именно в этом их основная сущность в современном обществе — защищать интересы профессиональных групп от посягательств транснациональных корпораций, монополий, и, в том числе, и государства. В государстве с развитым гражданским обществом, профсоюзы как правило тесно взаимодействуют с властью, что помогает выработать наиболее эффективные нормы регулирования, и обеспечить соблюдения интересов всех профессиональных групп.

А что происходит с профсоюзами в России? Да, вы правы, в нашей стране они тоже существуют, но когда вы последний раз слышали хотя бы о каких-то активных действиях российских профсоюзов? Яркий пример: где был профсоюз деятелей медицины, когда московские врачи вышли на марш против массовых сокращений? Вся суть проблемы с профсоюзами в России сводиться к том, что они назначаются государством, полностью ему подконтрольны, и отстаивают его интересы среди определенных профессиональных кругов, а совсем не права трудящихся или бизнесменов.

Забастовка дальнобойщиков

4139454

И вот в этой среде полного бесправия трудящихся, малого и среднего бизнеса пред властью вдруг возникает совершенно инородное явление — забастовка дальнобойщиков. Удивительно, но именно эта профессиональная группа смогла выдвинуть свои законные требования государству и, что более важно, сделала это единым федеральным фронтом, а не единичными протестами в регионах. Дальнобойщики добились того, чего не удавалось ни одной профессиональной группе в последние 10 лет. Федеральной власти пришлось обратить внимание на протесты, и даже пообещать некоторые уступки. Почему именно забастовка дальнобойщиков удалась?

Здесь стоит немного скорректировать вопрос, ведь пока нельзя говорить о том, что она удалась, но хочется на это надеятся, скорее нужно спросить: почему вообще смогла произойти такая забастовка дальнобойщиков? Давайте посмотрим на саму профессиональную группу. У дальнобойщиков чрезвычайно распространены такие понятия, как взаимопомощь, единство интересов, самоорганизация. Ведь по-другому и не выжить в этой непростой профессии.

4133996

Чего стоит только то, что дальнобойщики предают друг другу информацию о дорожной ситуации, используя рации и специальные радио-каналы, то есть группа имеет каналы связи, отличные от традиционных. Кроме того, высокая мобильность делает дальнобойщиков чрезвычайно объединенной на все территории страны группы. Учитывая эти факторы, резонно спросить: кто, если не дальнобойщики? Ни одна профессиональная группа в России не способна на такие действия, и это, конечно же, прискорбно.

Что ждет забастовку дальнобойщиков дальше?

Здесь представляется логичным рассмотреть два сценария: позитивный и негативный, в зависимости от предполагаемого результата забастовки дальнобойщиков. Стоит немного оговориться о контексте, по состоянию на 30 ноября, дальнобойщики перенесли акцию по перекрытию МКАД в Москве на 4 декабря, тогда они рассчитывают стянуть в город больше своих сторонников, а также 3 декабря истекает срок ответа властей на ультиматум дальнобойщиков, о введение моратория на сборы по системе «Платон».

Позитивный сценарий

Что если властям реально придется пойти на уступки протестующим, ввести мораторий на сборы по системе «Платон» и начать консультации с реальными лидерами профессионального движения дальнобойщиков. Такой сценарий действительно возможен, посколько любое нагнетание ситуации в стране, особенно в экономическом плане, очень чревато для действующей власти, которая ведет весьма амбициозную внешнюю политику. В этих условиях вполне возможно поискать другие источники доходов для бюджета, а возможно просто зайти с другой, менее болезненной стороны — немного повысить акциз на дизельное топливо, используемое грузовиками.

В крайнем случае, государство всегда сможет наложить необходимые сборы на другую профессиональную группу, которая уже не станет проявлять сопротивления. В этом плане дальнобойщикам важно сохранять стойкость в отстаивании своих требований, длительная забастовка дальнобойщиков, их подавляющего количества, парализует логистику по всей стране, а заставить людей работать палками в России, по крайней мере пока, невозможно. И властям придется идти на уступки.

Негативный сценарий

Как мы видим на текущий момент, переговоры властей с протестующими результата не принесли. Забастовка дальнобойщиков продолжаются, организаторы пытаются стянуть протестные силы к Москве. Власть отвечает на это силовым путем — дальнобойщиков задерживает ГИБДД в регионах, организаторов арестовывают, полиция не пускает фуры в Москву, к столице стягивают подразделения ОМОНа.

Правительство явно готовиться к силовой борьбе с несогласными. А ведь дальнобойщикам есть, что терять — большинство из них индивидуальные предприниматели, которые выплачивают лизинговые платежи за автомобили, и биться с полицией они вряд ли станут. Почти всем ведь нужно кормить семью. В этом случае, если властям удасться удачно применить силу в Москве, разъединить группу дальнобойщиков, оставить каждого один на один со своими проблемами, то ситуация явно разрешиться в пользу власти.

Ключ успеха забастовки дальнобойщиков заключается в простой истине — в их единстве. Пока они остаются едиными, в их руках их главная сила — экономическое влияние, без их работы не будут действовать логистические цепочки в стране. Для успеха не обязательно начинать столкновения с полицией, которые вряд ли чем-то закончатся, если к ним не присоединятся более широкие массы городского населения, но на это надеятся не стоит. Куда эффективнее отстоять свои права упорной и единой забастовкой, чрезвычайно важно, чтобы забастовка дальнобойщиков охватила подавляющее количество дальнобойщиков — только тогда они получат экономическую силу.

Редакция Анфост

Author

Редакция Анфост

Редакция Анфост всегда публикует объективные и интересные материалы.

Up Next

Related Posts

Discussion about this post